Уважаемые посетители!

Будьте внимательны: этот сайт не радиолюбительский, а мемориальный и коллекционный - он не имеет отношения к действующим радиолюбительским или государственным организациям. Это частный проект коллекционеров-энтузиастов. Авторы сайта (то есть, мы с Андреем) открыли его, как один из web-проектов нашего Клуба (см. www.odlr.ru).
С одной стороны, мы хотим показать более широко собираемый нами коллекционный материал (обобщение и систематизацию которого мы ведём), а с другой - получать регулярную обратную связь от посетителей сайта. Мы верим, что это поможет нам собрать и объединить больше интересного и ценного материала в рамках избранной темы, а также уточнить информацию, размещаемую нами здесь. Несмотря на то, что тема довольно узка, она нам интересна, и - как мы предполагаем - не только нам: исторический аспект отечественного радиоспорта, к сожалению, пока ещё очень мало разработан.

Мы знаем о существовании многих артефактов, но пока их у нас нет. Если они есть у Вас, или, ознакомившись с содержанием сайта, Вы хотите что-то уточнить, дополнить, поправить - будем очень Вам признательны, обсуждение материалов сайта ведётся в одном из разделов наших Клубных Форумов. Добро пожаловать, мы всегда Вам рады!
  Разделы КВ СССР
 
       •  Дипломы
       •  QSL-карточки
       •  Знаки и медали 1
       •  Знаки и медали 2
       •  "Охота на лис"
       •  Другие статьи
       
       МЕМОРИАЛЫ
       •  А.И. Гречихин
       
       •  Новости сайта
       •  Справки
       •  Нашим друзьям
       •  Об авторах сайта
       •  Архивы
       
  Поиск по сайту
 
 
  Старое Радио
 
Веб-ресурсы
нашего Клуба


Интернет-площадка Клуба О.Д.Л.Р.

Клубная библиотека Советское радио

Альманах коллекционеров старого радио

Авторские сайты коллекционеров

Онлайн-энциклопедия Валерия Харченко Радиотехника 20-го века

Галерея старого радио Виталия Брусникина

Коллекция Радиомузей РКК Валерия Громова

Музей радио Г.П. Семёнова в Переславле

Радио в Риге. История на сайте Николая Баранова

Коллекция радио Зенонаса Лангаитиса

Всемирный каталог радио Эрнста Эрба

  Интересное

Форум-мастерская Сергея Ивановича Лисовина
Советуем зайти!

Звуковые архивы старого радиовещания на сайте Юрия Метёлкина
Потрясающий сайт...






Графическая символика советского радиолюбительства


За 67 лет своего существования радиолюбительское движение в СССР успело выработать не только многочисленные устойчивые традиции, но и богатый набор особой символики, выделяющей советских радиолюбителей, с одной стороны, среди радиолюбителей других стран мира, а с другой – среди других многочисленных государственных и общественных организаций и сообществ внутри СССР.

Ещё в начальный период своего развития, начиная со второй половины 20-х годов, радиолюбительство в Советском Союзе менее чем за 10 лет было полностью взято под контроль государством и в дальнейшем развивалось в рамках специально созданных обществ и структур, в соответствии с государственными планами и программами - касающимися роли радиолюбителей как в народном хозяйстве и обороне СССР, так и во внутренней и внешней советской политике. Власти на протяжении нескольких десятилетий постоянно «держали руку на пульсе» радиолюбителей и весьма успешно нацеливали их на решение новых, действительно актуальных для государства задач. Поэтому, по сравнению с остальным миром, на протяжении истории СССР используемая советскими радиолюбителями символика претерпевала существенные изменения и развивалась наиболее активно.

В эмблемах и атрибутике советских радиолюбителей, как и следовало ожидать, тесно сочетаются две группы символов: а) интернациональные радиолюбительские и б) советские, патриотические, присущие только СССР. О некоторых интересных элементах* этой символики и особенностях её использования радиолюбителями и пойдёт речь в этой статье.

* В текст статьи включено не так много иллюстраций, и в качестве дополнительных наглядных примеров лучше всего использовать многочисленную (в том числе, и спортивную) атрибутику советских радиолюбителей, собранную нами в постоянных разделах сайта «Короткие волны СССР».


а. Международные символы у советских радиолюбителей


Ромб – символ, наиболее часто используемый в эмблемах радиолюбителей на протяжении всей истории развития движения. В СССР впервые горизонтальный ромб появился в эмблеме Общества Друзей Радио (ОДР), а вертикальный – в эмблемах первых секций коротких волн. Применение ромба не является особенностью СССР – не менее часто его используют радиолюбители и в других странах. Общеизвестно, что ромб символизирует «свет среди тьмы», поэтому этот символ издавна применялся в масонских эмблемах и знаках, а наиболее широкое распространение нашёл среди знаков высшего образования (знакомые всем «ромбики» выпускников учебных заведений – далеко не советское изобретение). Как и почему радиолюбители стали использовать ромб, до сих пор остаётся загадкой.


Рис 1. Примеры радиолюбительских эмблем: Нижегородская секция коротких волн (начало 30-х годов),
ЦРК СССР им. Кренкеля, Федерация радиоспорта СССР (70-е годы).

Колебательный контур (схематическое изображение: с антенной и заземлением, иногда перестраиваемый) – международный символ радиолюбительской коротковолновой организации. В СССР использовался повсеместно, но очень узко – поначалу только в их эмблемах: до войны – секций коротких волн, позднее – радиоклубов и федераций радиоспорта. Позднее широко применяется в соревнованиях коротковолновиков. С 1957 года – в атрибутике международного КВ-контеста «CQ-Мир». В самый поздний период известны единичные случаи «нецелевого» использования этого символа, например, в атрибутике радиоконструкторов-любителей. Известно много вариантов изображения этого символа: параллельный или последовательный контур, перестраиваемый и нет, но обычно все изображения включают схематические обозначения антенны (сверху) и заземления (снизу). С точки зрения неспециалистов в радио, этот символ – явно масонского толка, он подчеркивает принадлежность к «касте посвященных» и не понятен большинству окружающих.

«Глобус» или Земной шар, иногда стилизованный – лежит в основе многих радиолюбительских знаков и эмблем. Применение этого символа лучше всего описывается лозунгом «Для радио – нет границ!». Первые энтузиасты радио мечтали охватить беспроводной связью и радиовещанием весь земной шар. После революции в России эта идея отлично сочеталась как с лозунгом о скорейшей мировой революции, так и с мыслью о свободном обмене информацией между трудящимися всего мира. Поэтому советские радиолюбители использовали глобус в своей атрибутике весьма активно с самых первых дней. Позднее к глобусу неоднократно возвращались советские пропагандисты. В их варианте акценты сместились на международную деятельность советских радиолюбителей, на возможность связи на любые расстояния.

Стрелы, молнии, искры – как правило, символизируют беспроводную связь (в отличие от связи проводной), радиоволны. Также являются международным символом радио (включая войсковую связь и вещание). Наиболее отчетливый и хорошо читаемый символ. На заре развития радио, в связи с искровым методом беспроводной передачи сигналов, он часто применялся в эмблемах различных производителей, связанных с радио компаний и фирм. Одна из известных фирм, немецкая Telefunken - даже внесла его в своё название.

Радиоволны, радиосигналы (условные изображения) – широко используются также в атрибутике радио- и телевещания. В радиолюбительской символике сильно варьируются. Наиболее часто встречающееся изображение – концентрические круги, расходящиеся от передающей антенны, наподобие кругов на воде. Иногда это лишь один или несколько секторов, особенно, когда требуется акцентировать направление. Реже встречается изображение осциллограммы электрического сигнала, которая иногда заключена в круг или прямоугольник, обозначающий экран.

Радиовышка - ажурная вышка с антенной на вершине, один из самых популярных символов радио во всём мире. Вполне понятно, какую огромную роль играли такие вышки в радиовещании, но каким боком это касалось радиолюбителей – ведь для своих любительских радиостанций они не могли использовать вышки? На мой взгляд, здесь есть два аспекта, оба связаны с самыми первыми шагами развития радиовещания и радиолюбительского движения. На первом этапе радиолюбителем считался любой, кто имел радиоприёмную станцию, т.е. промышленный или самодельный приёмник, хотя бы самый элементарный. Принимали на эти приёмники сигналы и передачи первых немногочисленных станций, наиболее крупные станции строили вышки и были всем известны. С другой стороны, радиовышка в те годы привлекала очень большое внимание населения, как символ чего-то совершенно нового, символ очень впечатляющий и внушительный. Таким образом, радиовышки и в радиолюбительской среде превратились в один из излюбленных исторических символов радио. Зачастую изображение носило условный характер, но в тех странах, где были большие и узнаваемые радиовышки – обязательно и с гордостью изображали их.


Рис 2. Радиопередача с Эйфелевой башни, Париж, 1925 год.

Рис 3. Шуховская радиобашня на Шаболовке, Москва, 1925 год.

Самая высокая и красивая в Европе вышка была у французов – они приспособили под радиосвязь и вещание Эйфелеву башню. Однако, очень быстро и в Советском Союзе появился образец не хуже - такой «национальной гордостью» стала весьма характерного вида уникальная «Шуховская башня», построенная под руководством инженера В.Г. Шухова в Москве на Шаболовке в самом начале 20-х годов. В отличие от парижской, эту башню строили специально для радио. Тайный первоначальный «замах»: построить башню выше Эйфелевой - не удался, на постройку не хватило качественного металла. Мировую «высотную доминанту» - Останкинскую телебашню - в СССР удалось воздвигнуть только в 1967 году, к 50-летию Советской власти. Но несмотря на это, Шуховская башня стала настолько излюбленным символом советского радио и радиолюбительства, её изображение мелькало в атрибутике столь часто, что время от времени у заказчиков и художников возникало желание перебить этот бесконечный ряд – тогда изображение радиовышки приобретало условный характер. Останкинская телебашня также применялась в радиолюбительской атрибутике после 1967 года, но сравнительно мало, возможно, из-за приставшей к ней приставки «теле-», демонстрировавшей её основное назначение в телевизионном вещании.

Антенна (сложная, пеленгационная) – не секрет, что радиолюбители много экспериментировали с радиоприёмными и передающими антеннами различного назначения. Простая радиоантенна представляет собой штырь или провод, но некоторые из сложных конструкций антенн имеют весьма характерный и узнаваемый облик (например, т.н. «волновой канал», «тарелка», и др.). Однако, это символ весьма специальный и не очень понятный обывателю. Поэтому прямые изображения антенн применялись в символике довольно узко – «от радиолюбителя – к радиолюбителю». Известны прецеденты, когда изображение антенны на популярной атрибутике впоследствии заменялось на нечто другое. Исключение, пожалуй составляют антенны пеленгационных приёмников в радиоспорте, поскольку именно они являлись наиболее узнаваемой частью всего изображения, позволяющей уверенно опознать как назначение приёмника, так и специфику спортсмена, и самого вида спорта.


Рис 4. Примеры радиолюбительских пиктограмм, 80-е годы.

Точки и тире (т.н. «азбука Морзе», графическое изображение) – этот символ использовался сравнительно редко (возможно, из-за своей невыразительности) – главным образом, в среде коротковолновиков. Как и предыдущий символ, этот метод шифрования не понятен и не близок большинству окружающих, поэтому воспринимается однозначно, как ссылка на «исключительность». Иногда в радиолюбительской атрибутике (например, на QSL, значках и т.п.) точки и тире используются в качестве орнамента – не известно, считывал ли кто-нибудь сообщения, записанные таким образом, да и действительно ли там записаны какие-то осмысленные сообщения?

Радиолюбительский код (DX, CQ, 73 и др.) – ещё один элемент эзотерической символики коротковолновиков. На заре радиосвязи специальные коды были выдуманы, чтобы сократить работу и время, не сокращая количество передаваемой и принимаемой информации: не отстукивать длинные слова и часто употребляемые словосочетания телеграфным ключом. В общем-то, это изобретение не радиолюбителей, и даже не радиооператоров-профессионалов – подобные коды к тому времени давно использовались телеграфистами, оставалось лишь добавить в них специфику радиосвязей. Фактически большинство таких кодов – это уникальные аббревиатуры типовых выражений радистов, проводящих служебную радиосвязь. Однако, с годами, в руках радиолюбителей они превратились в особый культовый слэнг, позволяющий общаться в присутствии непосвященных, вызывая полное недоумение последних. Для того, чтобы произвести нужный эффект, достаточно, например, вместо «С наилучшими пожеланиями!» написать «73!» или что-нибудь в этом роде.


Рис 5. Пример использования радиолюбительского кода и азбуки Морзе в оформлении QSL-карточки, 80-е годы.

Различные аббревиатуры из радиолюбительского кода употребляются коротковолновиками при общении и в письме без всякого повода настолько часто, что иногда возникают сомнения – не забыли ли они родной естественный язык? При этом большинство из них таким образом лишь с гордостью демонстрирует окружающим свою причастность к «клану» и старым традициям - ведь употреблять их коды без телеграфного ключа нет ни малейшей нужды. В КВ атрибутике наиболее часто встречаются самые простые аббревиатуры радиолюбительского кода, такие как QSO (сеанс связи), QSL (карточка подтверждения связи), DX (дальняя связь), CQ (общий вызов), CW (работа в телеграфном режиме), SSB (работа на боковой полосе), TNX (спасибо), и некоторые другие.

Позывные любительских радиостанций (коллективных, реже, индивидуальных). Радиолюбительские позывные в процессе развития движения (а также сопутствующего ему увеличения числа коротковолновиков и обновления регламентов) претерпевали значительные изменения. Поэтому каждый уважающий себя коротковолновик должен знать об этой историчности и уметь определять, к какому периоду времени может относиться тот или иной позывной. Фактически с самого зарождения любительского коротковолнового движения позывной любительской радиостанции представлял собой код, в котором так или иначе были зашифрованы сведения о владельце позывного, его статусе и территориальной принадлежности. Поэтому для коротковолновика позывной имеет значение больше, чем просто набор символов – это шифр.

Традиционно позывной состоит из префикса и суффикса, обе его части регламентированы. Однозначно позывной связывается с именем и адресом владельца с помощью особого справочника, т.н. «колл-бука» (от англ. call book – книга позывных).


Рис 6. Пример «колл-бука» периода «русификации» позывных советских радиолюбителей, 1958 год.

Печатные «колл-буки», хоть они и выпускались достаточно регулярно – всегда отличались неполнотой. Поэтому сегодня их заменяют открытые базы данных, доступные в интернет. Как символы, любительские позывные нашли применение в мемориальной атрибутике, а также в памятных и агитационных артефактах (например, знак клуба или секции с позывным коллективной радиостанции, атрибутика регионального контеста, проводимого той или иной «коллективкой» и т.п.).


Рис 7. Редкий радиолюбительский значок, украшенный позывными коллективной радиостанции
ПО «Радиотехника» им. А.С. Попова (г. Рига, конец 80-х годов).


Рис 8. Реклама префиксов радиолюбительских позывных республик СССР в оформлении советской QSL-карточки.

Наушники (головные телефоны), телеграфный ключ, реже микрофон – атрибуты и символы радиооператора. В отличие от громкоговорителя, который, в основном, в СССР применялся как символ вещания или производства акустических систем, наушники символизировали индивидуальное, то есть, любительское радио. Поэтому радиолюбители использовали их изображение гораздо чаще. Например, очень популярная в СССР в разные годы картинка – земной шар, как голова, в наушниках.


Рис 9. Графическая символика из шапки раздела журнала «Радио», 1961 год.

Наушники, телеграфный ключ и микрофон - традиционный набор и для войскового радиста, так что Оборонное общество СССР всегда поощряло применение такой символики: на своих многочисленных курсах радиооператоров, на патриотических плакатах и открытках. С появлением и развитием в Советском Союзе радиоспорта, эти символы перекочевали и в его атрибутику: на грамоты, дипломы, вымпелы, значки и даже медали.

Человек с радиоприбором и/или схемой, в наушниках и/или с телеграфным ключом, реже с микрофоном – радист, конструктор, спортсмен-«лисолов». Такой символ обычно психологически очень важен, он подчеркивает реальное место человека в том или ином занятии или предприятии. В качестве примера можно взять спорт – в традиционных видах советского спорта фигура человека в атрибутике присутствует всегда и очень часто поставлена в центр или на самое видное место (например, фигурка футболиста на вершине крышки футбольного кубка и т.п.). Изображение человека-радиолюбителя в том или ином виде появляется в радиолюбительской атрибутике периодически, но всё же не часто. Интересно, что выглядит оно зачастую достаточно карикатурным (что в советской практике и в других областях не редкость: достаточно, например, взять большинство орденов «Материнская слава»).


Рис 10. Карикатурные изображения матери с ребёнком (орден СССР «Материнская слава»), юного радиолюбителя (нормативный знак «Юный радиолюбитель» Радиокомитета при СНК СССР и Наркомпроса РСФСР) и
радиооператора (знак из призового комплекта «Первенство ДОСААФ СССР»).

Создать не то, что запоминающийся образ, но и вообще, качественное изображение человека непросто, для этого нужен профессиональный художник, скульптор, медальер высокого уровня… Время от времени такие замечательные изображения появлялись, но, увы, большая часть их была создана не для атрибутики, а книжными графиками – для иллюстрирования многочисленной и многообразной литературы, издаваемой для радиолюбителей.


Рис 11. Пример удачного человека-символа с Похвального листа выпускника курсов радиоклуба ДОСААФ СССР, 1961 год.

Люди–символы у радиолюбителей традиционно анонимны. В последний период они вообще были заменены на упрощенные и обезличенные пиктограммы (в т.н. «олимпийском» стиле), что на мой взгляд, лишь в полной мере отразило кризис радиолюбительского движения в стране: такой демонстрацией личность человека и его роль задвигается на второй-третий...пятый-десятый план. В ретроспективе истории радиолюбительского движения в СССР очень любопытен пример начинающего «охотника на лис» В. Полушина из Львова, из удачной фотографии которого не без успеха пытались «выковать символ» молодого советского радиоспортсмена. К сожалению, образы первых знаменитых советских радиолюбителей (Ф. Лбов, В. Петров, Н. Стромилов, Г. Аникин, и многие другие) и первых действительно выдающихся советских радиоспортсменов (таких, например, как Анатолий Гречихин и Георгий Румянцев) превратить в символы в СССР не посчитали нужным. Лишь спустя многие годы радиолюбители стали возвращаться к этой мысли в редких, как правило, стихийно учреждаемых мемориалах.

Транзистор (схемное и обычное изображение), реже полупроводниковый диод – символы, первоначально имевшие очень узкую специфику. Интересно, что в символике советских радиолюбителей очень редко возникает изображение электронной лампы. Традиционно в СССР изображения электронных ламп так и остались прерогативой радиопрома и специализированных учебных заведений. Что касается полупроводниковых транзисторов и диодов – эти символы утвердились в радиолюбительской атрибутике благодаря мощному импульсу функционеров ДОСААФ в 1964 году, стремившихся не только продемонстрировать первенство радиолюбителей в освоении нового, но и в очередной раз нацелить основную массу интересующихся конструированием на решение актуальных для государства задач. Первые транзисторы появились на эмблемах радиовыставок ДОСААФ, а затем на нормативных значках и атрибутике для радиоконструкторов-любителей. Это был недвусмысленный сигнал: появилось нечто совершенно новое, пора переходить на полупроводники!


Рис 12. Транзисторы – новая эмблема радиолюбителей-конструкторов и … эмблема журнала «Радио».

В дальнейшем, изображение транзистора стало традиционным и употреблялось радиолюбителями более широко. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что символ транзистора использовался журналом «Радио» в одной из его эмблем – схемное изображение p-n-p транзистора с журналистским пером вместо эмиттера.

Ветви, венки – не особенно разбираясь в нюансах геральдики, советские радиолюбители нередко использовали в своей атрибутике изображения различных ветвей и венков, иногда перевязанных лентами красного цвета. Часть таких изображений носила самостоятельный фантазийный характер, другая часть насаждалась символикой Оборонного общества, а третья была напрямую заимствована из официального советского спорта. В большинстве случаев делалось это просто для украшения атрибутов, для того, чтобы знак, медаль, диплом или кубок выглядели «богаче» и «внушительнее». Впрочем, большей частью это использование правильное – на призовых и наградных комплектах изображён лавр (символ победы и мира), реже – пальмовая ветвь (слава, мудрость, триумф). Однако встречаются и курьёзные ошибки, например, использование венков из дуба (свидетельство непоколебимой силы), традиционно подчеркивающих воинскую доблесть.

Щит (рыцарский) – в Советском Союзе щит, главным образом, т.н. «варяжский» (треугольный), применялся в символике силовых структур: НКВД-МВД, армии, министерствах Обороны и Вооружений. Использовались различные варианты щитов и Оборонным обществом, но, как правило, в темах, не связанных с радиолюбительством.

Поэтому неожиданное появление «французского» щита на значках международного радиолюбительского контеста CQ-Мир, учреждённого ФРС СССР в 1957 году, можно отнести лишь к тому, что это был наиболее фантазийный период в разработке новых эмблем, когда во главу угла ставились именно их броскость и оригинальность. Позднее такой щит использовался радиолюбителями, но редко (и с точки зрения геральдики – так же безграмотно).

б. Советские символы в радиолюбительских эмблемах и атрибутике


Пятиконечная красная звезда – традиционно располагается сверху. Как и в государственных гербах СССР и советских республик, «марсовая звезда» символизирует оборону рабоче-крестьянского государства, демонстрируя на радиолюбительской атрибутике прямую причастность советских радиолюбителей к этой обороне. Красная звезда - первый и самый известный из символов РККА, позже Советской армии. Заметим, что на знаках и эмблемах ОДР красная звезда появилась далеко не сразу, а вот на атрибутике Оборонного общества, куда радиолюбители влились позднее: Осоавиахим, ДОСАРМ, ДОСААФ – присутствует всегда.

Красные ленты – один из самых нейтральных и потому самых популярных советских символов. Использовались в графике для украшения, преимущественно, Оборонным обществом. Основные применения: виньетки из лент, банты, перевязка венков в орнаменте, транспаранты под надписи. Можно смело сказать, что одиночная красная лента в радиолюбительской атрибутике (в отличие от атрибутики, скажем, красногвардейцев) сама по себе ничего не символизировала. Но обилие красных лент (например, на грамотах и дипломах ДОСАРМ и ДОСААФ СССР) однозначно создает ассоциации с красным Государственным флагом СССР и Красным знаменем Советской Армии.

Серп и молот – самый устойчивый и оригинальный из советских государственных символов. Первоначально символизировал единство рабочих и крестьян в советском государстве, позже – один из основных уникальных символов советской республики, СССР и советского строя, неотъемлемый элемент Государственного герба. В радиолюбительской атрибутике употреблялся весьма умеренно, что интересно – преимущественно, в самом начале (20-е и начало 30-х годов) и в поздний период развития радиолюбительского движения (со второй половины 60-х до конца 80-х годов). Несомненно, на втором этапе влияние на использование «серпа и молота» в радиолюбительской символике оказал официальный советский спорт, в котором, включая основные эмблемы, этот символ использовался достаточно широко.

Рабочий с молотом, иногда разбивающий цепи – один из наиболее популярных в РСФСР и СССР в 20-е годы символов «освобождённого труда». В радиолюбительстве использовался очень недолго, в основном, Обществом Друзей Радио в агитационно-пропагандистских целях, например, на QSL-карточках.


Рис 13. Рабочий с молотом – эмблемы с QSL карточек (конец 20-х – начало 30-х годов):
ленинградской Группы экспериментирующих коротковолновиков (ГЭК) при радиостанции Л.О.С.П.С. и
Общества Друзей Радио (ОДР).

Карта СССР – поскольку Советский Союз занимал огромную территорию Евразии, изображение его очертаний на географической карте или глобусе само по себе напоминало о величии и мощи этой уникальной страны. Этот символ радиолюбители-коротковолновики использовали часто, и тому были веские причины. Каждый коротковолновик привык работать с географической картой, у многих она висела перед глазами, как непременный атрибут «шэка» - рабочего места оператора индивидуальной радиостанции. Поэтому карта страны, закрашенная красным цветом с крупными буквами СССР производила на зарубежных коллег большое впечатление. Этот символ легко читался и людьми, не имеющими отношения к радиолюбительству. С другой стороны, карта СССР косвенно свидетельствовала о причастности к всесоюзному масштабу деятельности и лишний раз напоминала о принадлежности одного человека к великому многонациональному государству.

Войсковая эмблема связи (звезда с крыльями и молниями) – впервые появляется в атрибутике радиолюбителей в период деятельности ДОСАРМ (1948-1952 гг.). Также использовалась на первых разрядных и судейских знаках ДОСААФ по радиоспорту (сделаны на базе прототипов, разработанных в ДОСАРМ), позднее – в знаках, вымпелах и документах радиотехнических школ (РТШ) и курсов ДОСААФ СССР. В другой радиолюбительской атрибутике практически не применялась. Видимо, должна была символизировать, что радиолюбители, окончившие курсы или сдавшие нормативы, являются полноценным армейским резервом.

Московский Кремль (Кремлевская стена, Спасская башня, и т.п.) – символ центральной государственной власти СССР, реже – принадлежность к московскому региону. В радиолюбительском движении впервые появился в начале 30-х годов, в период подъёма и укрепления центральной власти, начала индустриализации и первых пятилетних планов. В последующие годы продолжал использоваться регулярно, но не слишком часто.


Рис 14. Пропагандистская советская открытка «СССР – Родина радио», 50-е годы.

Государственный флаг СССР, административные флаги советских республик, флаг ДОСААФ СССР – употреблялись в атрибутике Оборонного Общества в разных комбинациях, как правило, символизируя многообразие, сплочённость и единство народов СССР, советскую и республиканскую принадлежность, организационную и ведущую роль ДОСААФ. В оформительских целях в Оборонном обществе (по аналогии с военными) обычно использовались красивые изображения тяжёлых развевающихся знамён, богато украшенными золотыми кистями и навершиями, а иногда и бахромой. Государственный флаг СССР наиболее часто встречается в графике QSL-карточек (имевших международное хождение), где выполняет исключительно пропагандистскую функцию, напоминая о преимуществах советского строя.

Государственный герб СССР – советским организациям для включения в атрибутику Государственного герба требовалось особое разрешение. Вполне понятно, что распространение и применение государственной символики власти старались держать под строгим контролем. Ни Оборонное общество, ни радиолюбители фактически не использовали Герб СССР в довоенный период. Впервые его изображение появляется в пропагандистских советских QSL-карточках в начале 50-х годов. Позже, с середины 70-х герб СССР используется более широко, появляясь на дипломах Всесоюзных соревнований и радиовыставок, и даже на почётных грамотах областных радиоклубов. Не последнюю роль в этом играет распространение и популярность радиоспорта в СССР, ведь в официальном советском спорте изображение Государственного герба применяется более широко. Наиболее известный пример использования герба СССР - поздняя форма радиолюбительского диплома Р-10-Р, "работал с 10 районами СССР", выдававшегося коротковолновикам всех стран за двусторонние радиосвязи с любителями 10 коротковолновых районов Советского Союза.

Портреты (А.С. Попов, Э.Т. Кренкель, и др.) – образ русского электротехника Александра Степановича Попова, которого в СССР (и с подачи СССР – в Юнеско) объявили единственным законным изобретателем радио, во многих качествах заменил советским радиолюбителям образ вождя. Начиная с 1945 года, эту концепцию активно поддерживало и государство, придав А.С. Попову официальный статус - первооткрывателя и великого русского учёного. Трудно было найти радиоклуб, где потрет Попова не висел бы на самом видном и почётном месте. Вариантов и различных версий его портретов очень много. В честь столетнего юбилея А.С. Попова (1959 год) были выпущены памятные знаки и медали, изданы исторические труды и популярные книги.


Рис 15. «Классический» (1946 год) и стилизованный (1962 год) портреты Александра Степановича Попова.

Его память увековечена по советским традициям – в его честь названы улицы городов, учебные заведения, научно-исследовательские организации, музеи, ему воздвигнуты памятники. Всё это позволило радиолюбителям в СССР с чистой совестью зачислить учёного в «основоположники» своего движения, называть его именем радиолюбительские мемориалы, дипломы, конкурсы и премии. Многочисленные портреты А.С. Попова обычно символизируют первенство русских в радио – как в его открытии, так и, закономерно - в дальнейшем развитии. После своей неожиданной смерти в 1971 году подобным же образом был канонизирован и Эрнст Теодорович Кренкель – знаменитый полярный радист 20-х..30-х годов, коротковолновик, после войны ставший во главе официального движения советских радиолюбителей, в последующие годы создатель и бессменный глава Федерации радиоспорта СССР. В отличие от А.С. Попова, Э.Т. Кренкель – вполне реальный лидер, очень много сделавший для советских радиолюбителей. Его именем, в частности, был назван Центральный радиоклуб СССР (от руководства которым его когда-то отстранили). Портреты Э.Т. Кренкеля в гораздо большей мере символизируют, что отечественные радиолюбители не забыли реальную историю становления и развития своего движения.

Что касается других портретов – у радиолюбителей СССР имелась своя довольно внушительная галерея, преимущественно из российских и советских учёных, имевших отношение к радио. В ней инженер В.Г. Шухов, радиотехники М.А. Бонч-Бруевич, М.В. Шулейкин, В.К. Лебединский и В.П. Вологдин, советские академики А.Л. Минц и А.И. Берг, и многие другие. Особое место в этой галерее занимают помощник А.С. Попова, П.Н. Рыбкин, первый советский радиолюбитель Ф.А. Лбов и радист Э.Т. Кренкель. К сожалению, за 67 лет организованного советского радиолюбительства, среди радиолюбителей огромной страны не нашлось больше ни одного, кого бы они сами сочли бы достойным пополнить этот ряд выдающихся личностей.

Портрет В.И. Ленина – в отличие от многих других общественных и государственных организаций СССР, радиолюбители использовали портрет вождя мирового пролетариата крайне редко. Удивительно, но основной пик пришелся лишь на 1970 год, когда в стране отмечался всенародный юбилей – 100 лет со дня рождения В.И. Ленина. В этот год стилизованные портреты и профили Ленина появляются на радиолюбительских грамотах, дипломах, значках… В остальное время радиолюбители предпочитали обходить вождя и даже его имя стороной, хотя пропагандисты Оборонного общества не забывали петь ему дифирамбы в каждой передовице радиолюбительской прессы.

Как видно из хронологии изучаемой атрибутики, в советском радиолюбительстве были периоды, когда набор используемых символов стихийно или (гораздо чаще) директивно расширялся, но в целом, радиолюбители, особенно коротковолновики, отличались консерватизмом и были склонны к герметизации, что позволяло им обходиться весьма скромным набором. Как отлично видно, ведущую роль в развитии и многочисленных подвижках радиолюбительства в СССР играло Оборонное общество, организационно-управляющий аппарат которого мог чётко формулировать актуальные задачи и, с помощью своих центральных изданий, материально-технической базы и функционеров на местах, успешно проводил свои решения в жизнь. Интенсивная деятельность Оборонного общества, безусловно, сформировала облик советского радиолюбителя, обогатив и расширив всю историю радиолюбительского движения в СССР, придав ему уникальные черты. Даже сегодня, когда прошло более 20 лет с момента развала Советского Союза, в отечественных радиолюбителях всё ещё самым причудливым образом крайнее стремление к независимости сочетается с патриотизмом, надеждой на помощь государства и верой в собственную исключительность.

В заключение статьи - было бы очень интересно увидеть атрибуты советского радиолюбительского движения любого периода и возраста с ещё не описанной, неизвестной и нетрадиционной символикой. Очень надеемся в этом на помощь, дельные комментарии и новую информацию от наших читателей.



05 Dec 2013, автор:
комментариев: 0